Булат Калмантаев о молодой оренбургской журналистике

На это интервью я шла как на экзамен. Ведь для бывших, настоящих и будущий студентов факультета журналистики  Булат Калмантаев - настоящий гуру. Его лекции самые любимые, советы самые ценные, а оценки самые важные. Поэтому именно его мнение о состоянии оренбургской молодой журналистике, о качестве и количестве все тех же журналистов мы и решили узнать.

О том, как долог был путь в журналистику
Вообще, для того, чтобы прийти в журналистику, я перебрал несколько университетов. Я окончил школу в 1966 году. Этот год очень интересный в том плане, что было два выпуска – десятый и одиннадцатый класс. Потому что в свое время у нас над образованием ставили эксперименты. С подачи Хрущева школы наши делали политехническими с продолжительностью обучения в одиннадцать лет. А потом наступили другие времена, в 1964 году сменился генсек, и одиннацатилетка была отменена. И 1966 год оказался таким, что было два выпуска. А в советское время поступить в Вуз большой, почти неразрешимой проблемой. Количество мест было небольшим. А тут получается два выпуска, и конкурс был просто ошарашивающий.
Я поехал поступать в МГУ на механико-математический факультет, конкурс там был человек пятьдесят. После первого письменного экзамена по математике, где я получил «тройку», на экзамены я больше не пошел. Так как в МГУ все проходило на месяц раньше, чем в других ВУЗах, то оставалось время подумать. И тут отец настоял, чтобы я поехал в Уфу. Я приехал и сдал экзамены на физико-математический факультет, специальность выбрал «ядерная геофизика». Но долго я там не продержался, где-то в марте меня выгнали. Я уехал в Москву и до конца учебного года числился вольнослушателем на геологическом факультете, честно говоря, не числился, а учился. Потом я учился на геологическом факультете, закончил три курса, а потом меня снова выгнали. Я вернулся домой и 5 декабря 1969 года поступил на работу в редакцию районной газеты. И где-то после года работы в ней, поступил  в Уральский государственный университет на факультет журналистики. Это, на мой взгляд, лучший факультет журналистики того времени, да и сейчас. И в 1975 году я закончил факультет журналистики УрГУ.

О том, как учился быть журналистом
Учили нас надежно. Тогда парадигма журналистского образования включала в себя несколько элементов. Первый – основательная подготовка по общественным наукам, хотя они, конечно, носили идеологизированный характер, но те, кто хорошо относился к учебе, имели возможность получить хорошую подготовку. Второй элемент – это, конечно же, отечественная и зарубежная литература, от древнерусской и античной до современной. И третий элемент – это язык и стиль. Подход к нему был такой – это инструмент, которым журналист должен работать, как плотник работает с топором. И чем виртуознее владение этим инструментом, тем выше мастерство. Ну, и конечно, журналистские дисциплины.


О том, каким должен быть журналист
В принципе, можно научить писать и обезьяну, но она от этого не станет образованней. Поэтому, чем лучше, выше методологическая и философская подготовка, тем выше твоя ценность как специалиста, в данном случае журналиста. Потому что нормальный образованный человек способен критически относиться к себе самому. Главное – это умение разобраться в этой действительности, в том, что происходит, какие проблемы, найти факты, хорошо их истолковать,  развернуть аргументацию. Журналист должен постоянно учиться, совершенствоваться, как в языке, так и в методологической базе.


О том, зачем Оренбургу столько журналистов
В советское время в каждом регионе издавались несколько газет – одна партийная, у нас это «Южный Урал», и газета «Комсомольское племя»  и все, больше газет в регионах не было. В миллионных городах выпускались еще и вечерние газеты, такие, как «Вечерний Ленинград». Так что, у нас в оренбургской области было три газеты и еще несколько районных. И, наверное, эти пять факультетов журналистики было вполне достаточно.  А сейчас, если мы посмотрим на информационное пространство, не оценивая, правда, качество СМИ, газет в Оренбурге… я даже не знаю, сколько их сейчас издается. По крайней мере, только общественно-политических шесть-семь. Можно по-разному оценивать их качество, но потребность в кадрах в этих газетах сильно ощущается. Еще есть четыре заметных телеканала, работающих регулярно в информационном пространстве и имеющих историю. А в отношении радиостанций… я затрудняюсь сказать, сколько их. Поэтому объективно – кадры нужны. Но для того, чтобы объяснить и понять, почему все больше кадров требуется в сферу информации, надо иметь в виду простое обстоятельство: мы втягиваемся или уже втянулись в постиндустриальную информационную эпоху, где определяющим фактором являются информация и знание. И люди, умеющие профессионально работать с информацией, экономикой, социальной сферой и политикой будут требоваться все больше.

О качестве новых журналистов
Относительно качества тех специалистов, которых мы готовим для работы в массовой коммуникации или в информационном пространстве… здесь я , честно говоря, вне учебного процесса, немного смягчил бы свои требования к оценке. Все очень просто. Я уже неоднократно говорил, что Оренбург не имеет традиций гуманитарного образования. И когда начинают морщить нос, потому что в каком-нибудь Пятихатске начали готовить журналистов, я, как человек, могу усмехнуться, но, как профессионал, я должен этому радоваться, так как этот процесс неизбежен. А издержки в начале любого процесса неизбежны Должно пройти два-три десятилетия…
С первого выпуска обеспечить высокое качество гуманитарного образования невозможно, потому и существуют государственные стандарты образования, системы лицензирования и аттестации. И если выпускник соответствует этим стандартам, он получает диплом, кто красненький, а кто синий – самый лучший по моему мнению.
Главное здесь – помимо госстандартов вводить дополнения, готовить специалистов, способных создать что-то новое. Выпускаемые журналисты  должны являться достойными представителями интеллектуального сообщества., должны своим профессионализмом повышать интеллектуальный уровень региона. Это в одночасье не делается. Но и мириться с этим нельзя. Если я буду кричать, что все студенты тупые, умнее они от этого не станут. А если я принесу им три книги и велю прочитать, а потом проведу семинар, и так пять лет, из них выйдет толк.
И потом когда наши же выпускники, добившись определенных профессиональных успехов, вернуться в стены родного университета и станут преподавать уже новым студентам, тогда уже можно говорить о сложившийся системе подготовки журналистов. И возможно, тогда Оренбург станет одним из центров российской журналистики. Но Для этого необходимо много работать и долго ждать…


Ольга Прихода



 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.