Профессия «Рекламный Монстр» или Как создать корпорацию

Виталий Койрах: Примерно половина наших рекламных компаний абсолютно не профессиональны.  Это люди, которые печатали визитки и резали на катере у кого-то в качестве наемных работников, а потом у них появилась возможность купить катер и принтер, которые они ставят где-то, и делают это подешевле. Вот вам и рекламное агентство.

Сначала была фирма «Фора». И началась она с компьютеров, принтера и сканера, принесенных двумя студентами из дома. На струйном принтере они печатали визитки, а из Интернета качали рефераты для студентов. Сегодня фирма «Фора» имеет четыре направления: дизайн, полиграфия, наружная реклама, печати и штампы. О том, как от этого прийти к холдингу «Корпорация Рекламных Монстров» и что с этим потом делать рассказывает Виталий Койрах.

АртПарк: Что такое «Корпорация Рекламных Монстров»? Как и для чего она появилась?

Виталий Койрах: Сначала была организована фирма «Фора». Начиналось все несерьезно, тогда мы еще не совсем знали, чего мы хотим, и к чему это всё приведёт. Только с 2001 года мы стали сознательно развиваться, получили кое-какую известность, определились с направлением. У нас появилось собственное производство по наружной рекламе и полиграфии. Позже мы стали сталкиваться со спросом на не столько материальное производство, сколько интеллектуальное. Нам стали заказывать разработку и проведение рекламных компаний. Мы могли бы делать это параллельно под маркой фирмы «Фора», но это размывало нашу специализацию. А заниматься этим нам хотелось, к тому же крупные заказы мы никогда не игнорировали. Мы понимали, что рынок наш непростой, и занимать его нужно больше, но делать все под маркой «Фора» невозможно. Нам бы просто люди не поверили. Потому что невозможно хорошо и пирожки печь и сапоги тачать. Необходимо было создать вторую марку. То есть мысли такие уже были, что каждое новое направление должно быть под отдельной маркой, и должна быть некая головная марка. Так получилось, что второй нашей маркой стала компания, которую мы приобрели. Это компания «М-33», которая начала действовать еще в 2000 году. Просто в какой-то момент ее учредители разочаровались в этом бизнесе, и на определенных условиях предложили свою уже раскрученную марку, персонал и оборудование вместе с клиентской базой. На тот момент у нас было хорошо развито собственное производство наружной рекламы, но неонового производства у нас не было. Был вариант просто купить оборудование и раскручиваться еще и в сфере неонового производства, или приобрести уже известное «М-33». Мы выбрали второй вариант - меньше ради оборудования, больше ради людей, которые умеют им пользоваться. И еще больше ради торговой марки. Она до сих пор работает, и люди знают и помнят. Мы стараемся поддерживать славу, и клиентскую базу «М-33». Третьим нашим предприятием стала компания FORPOST. Мы в то время с коллегами ездили в Москву на всевозможные выставки и изучали в Интернете, какие бывают ниши в рекламной сфере, и додумались вот до такой компании по нестандартной рекламе. Бывают очень разные интерпретации в этом направлении, но нами освоено два: рекламные открытки, которые распространяются у нас более чем на 50 точках и промо-акции (реклама в супермаркетах, раздачи, дегустации, пробы всевозможные, подарки за покупку и так далее). Открытки мы стараемся делать интересными, креативными, необычными, чтобы людям хотелось их брать. Для акций же у нас есть целый штат промоутеров, он, кстати, достаточно велик. Вот что такое компания  FORPOST. Четвертая компания, которую мы придумали позже всего, это брендинговое агентство «верба AG». Задумано оно как агентство полного цикла. Это маленькая команда, которая ни своего производства и никаких других ресурсов не имеет. Это просто грамотные ребята, которые в состоянии ответить на потребность клиента в комплексном обслуживании: в консультациях, в рекомендациях и креативе, в разработке рекламной компании и, если клиент в этом нуждается, в ее проведении. Это может быть самостоятельной услугой, плюс это дает дополнительные заказы нашим компаниям, когда это удобно клиенту. Все это вместе сложилось в образование холдингового типа: у всех четырех компаний общее руководство, общие финансы – ведь это одно ООО, и при этом это четыре независимые команды, каждая со своими целями и задачами. Это такой небольшой, может быть, смешной, по сравнению с настоящими, но все-таки холдинг. Сейчас порядка 35 человек работает во всей этой структуре. Нам было необходимо обобщающее название, какой-то главный бренд, который бы все это объединял. Думали мы долго... Вообще-то мы умеем это делать, у нас в портфолио порядка десяти разработанных торговых марок. Есть у нас такая услуга – разработка бренда, когда мы придумываем название, концепцию продвижения, слоган, логотип, фирменный стиль. И если мы делали это для клиентов, нам было интересно сделать это и для себя. У нас были и серьезные варианты, и помпезные, и попроще - смешные. В конечном счете, мы остановились на том варианте, к которому лично мне было немножко трудно привыкнуть. Все это мы назвали Корпорацией Рекламных Монстров.

АртПарк: Что вы хотели сказать таким достаточно громким и нескромным названием?

Виталий Койрах: В большинстве своем люди понимают, что мы хотели сказать: нас несколько единиц, мы работаем в области рекламы, мы лидеры, и показали это с юмором, назвавшись «монстрами». Когда мы придумали общее название, мы не до конца понимали, как будем его использовать. Да, в общем-то, и на данный момент не используем, как следует. Есть два момента, где мы его используем – это на визитных карточках всех наших компаний, чтобы заодно продвигать и другие, и при организации «Ночи пожирателей рекламы».

АртПарк: Зачем вам «Ночь»?

Виталий Койрах: Это наша пятая, можно сказать, компания, хоть и проводится мероприятие раз в год. Часть наших ребят между делом, а ближе к мероприятию уже полностью, занимается этим. «Ночь» нужна нам для приобретения опыта в так называемом event-маркетинге. К тому же и зарабатывать более или менее на этом выходит. Ну и третья причина – продвижение собственного бизнеса.

АртПарк: Вы говорили, что не используете свой бренд, как следует. А как следует?

Виталий Койрах: Если бы знал, использовал бы. У меня к этому бренду отношение такое же, как и 2 года назад: раз есть у нас четыре компании, раз мы придумали, что это целесообразно и что эти компании как-то нужно представлять вместе, пусть так и будет. Если у нас когда-то будут мысли, как заставить этот бренд работать на продажи, значит это будет.

АртПарк: Вы лично являетесь владельцем и директором всех четырех компаний?

Виталий Койрах: Я являюсь владельцем всех этих компаний и директором Корпорации Рекламных Монстров. Конечно, в каждой компании есть человек, который отвечает за ее деятельность – исполнительный директор. 

АртПарк: Мне известно, что Вы ездили на стажировку в Германию. Расскажите об этом подробнее.

Виталий Койрах: Мне очень приятно осознавать, что по профилю моей деятельности у меня есть некое образование. Я знаю много людей, которые чем-то занимаются, и очень далеки от теории. Причем часто добиваются успеха, и молодцы. У меня, наверное, склад характера такой: мне интересно больше знать о том, что я делаю. Заниматься рекламой я стал скорее из-за образования. В свое время я защищал диплом по рекламе, тогда эта тема была мне просто абстрактно интересна. А чуть позже, когда я стал напрямую рекламой заниматься, мне захотелось как-то углубить свое образование. Подвернулась мне такая возможность обучаться по президентской программе по подготовке управленческих кадров. 6 месяцев я учился здесь, это было в 2000 году. Программа эта предполагает возможность зарубежной стажировки. Конечно, не всех туда берут – нужно пройти очень серьезный отсев. Мне очень хотелось этого, и мне удалось пройти. Стажировку я проходил в Германии, в рекламном агентстве полного цикла. Агентство представляет собой вот что: 12 сотрудников, 2 учредителя, которые являются основной движущей силой. У агентства полного цикла нет никакого своего ресурса, кроме знания рынка, знания маркетинга, креативных и дизайнерских способностей. Даже распечатки для клиентов они делают в специализированной фирме. Фотографы, операторы и прочие специалисты нанимаются по опыту, наработанному годами. В каждом направлении у них есть постоянные партнеры, к которым они обращаются по мере надобности. Их бизнес в том, чтобы выслушать клиента, разработать свое предложение - на первичном этапе бесплатно. А раз так, они не особо раскрываются, а показывают лишь процентов 15 своих идей, для того, чтобы только заинтересовать. Это очень тонкая грань – суметь дать понять клиенту, что нужно платить деньги, но еще не выдать никаких секретов. Я пытался понять этот момент, не очень сильно понял, но мне было интересно, как они этого добивались. Там клиент платит достаточно большие деньги за интеллектуальную работу. У нас же до сих пор очень трудно добиться от клиента понимания того, что какие-то нематериальные результаты труда могут дорого стоить. У них это гораздо раньше развивалось. Итак, когда клиент оплачивает необходимую сумму, ему предоставляется подробный план проведения рекламной компании. Клиент на разных этапах работы в ней участвует, но всегда в такой степени, чтобы у него не было возможности сказать «А что это вы такое напридумывали? Я этого не говорил…». Алгоритм выполнения работы отработан годами. Это дает возможность показать, на что они на самом деле способны, и удовлетворить желание клиента, у которого есть своё непрофессиональное представление. Клиент понимает, что даже если ему дают что-то, отличное от его представления, но грамотно выполненное, за что он и платит деньги. На каждом этапе каждый макет и постановка задачи согласуется и подписывается клиентом, заполняется бриф. Формалистика и бюрократия есть, но я уже со своей стороны вижу, что она абсолютно оправдана. Клиент может сам действовать по разработанному агентством плану, а может опять же поручить проведение агентству, которое возьмет свои 15 процентов, нисколько не стесняясь. В офисе мне выделили место, дали компьютер, у меня была возможность изучать их архивы. Я смотрел их прошлые работы, что-то для себя помечал и переписывал, и таким образом составил себе представление о принципах работы, подходе и каких-то особенностях.

АртПарк: После стажировки в Германии как Вы оцениваете рекламный рынок Оренбурга?

Виталий Койрах: Я до поездки предполагал, что там все совсем иначе, но даже не представлял себе насколько. А потом я увидел, как все устроено, и попытался соотнести с тем, как у нас. Во-первых, у нас не было и до сих пор нет агентств полного цикла. Во-вторых, у нас люди на тот момент категорически были не готовы платить за интеллектуальный труд. Если мы говорили «С вас 2000 за вывеску и 200 рублей за макет», нас воспринимали как каких-то аферистов, платить были готовы только за вывеску. Такой был уровень представления об этих моментах. Тогда когда там, в Германии, я столкнулся с тем, что основным продуктом являлся нематериальный результат: концепции, планы и макеты. Это очень сложная вещь, которую я пытался постичь и суметь, или хотя бы попытаться реализовать. Пять лет прошло с того момента, как я вернулся. Прогресс на лицо, но мы пока не подошли к тому уровню. Люди платят за макеты, планы и консалтинг, но это деньги пока очень маленькие для того, чтобы самостоятельный бизнес такого плана был возможным и рентабельным.

АртПарк: Кто виноват в том, что мы можем наблюдать на рекламных буклетах, баннерах и вывесках абсолютно безвкусные и поистине убогие вещи, заказчик или исполнитель?

Виталий Койрах: Как в любом интересном и непростом вопросе, факторов много. Скорее всего, и те и другие. Первично, конечно, заказчик – он должен созреть и требовать большего. Если мне заказывают простую визитку, и я делаю простую визитку – никакого механизма развития нет. А если наш дизайнер из абстрактного мышления нарисует не один, а три варианта, то клиент, скорее всего, этого не оценит. Поэтому на первом месте все-таки уровень развития наших заказчиков. С другой стороны уровень заказчика тоже чем-то определяется. В том числе и тем, как с ним общается представитель рекламного агентства, насколько он способен вызвать доверие к своим возможностям. Но чем бы не диктовались взгляды заказчика, на первом месте стоит именно его требовательность. Конечно, очень немаловажен профессионализм рекламщиков. Я никогда не делал каких-то глобальных оценок, но мне кажется, что примерно половина наших рекламных компаний абсолютно не профессиональны.  Это люди, которые печатали визитки и резали на катере у кого-то в качестве наемных работников. А потом у них появилась возможность купить катер и принтер, которые они ставят где-то и делают это подешевле. Вот вам и рекламное агентство. Они сманивают пару клиентов у своих прошлых хозяев, и как-то выплывают при минимуме расходов. Нет ни офиса, ни официальной бухгалтерии, ни больших зарплат. А если они получают нестандартный заказ, либо в меру своих возможностей выполняют его, стараясь быть всеядными, хорошо ли или плохо они это делают, не имея ни образования, ни кругозора. И вот такие агентства формируют половину рынка. Такие ребятки вряд ли в состоянии предлагать клиенту что-то большее, чем он с них спрашивает. Вряд ли они в состоянии выдерживать высокий стандарт по дизайну и качеству исполнения.

АртПарк: Насколько я знаю, ни одна из четырех ваших компаний не занимается производством аудио- и видео-роликов. Почему?

Виталий Койрах: Мы пробовали, даже выступили как агентство полного цикла. А почему в полном объеме не занимаемся – это затея сложная. Чтобы делать хорошо, надо иметь хороших специалистов. Готовить с нуля невозможно, а если брать каких-то готовых звёздочек, нужно платить им хорошие деньги. А чтобы платить большие деньги, нужно иметь хорошую нагрузку в этой сфере, а роликов много не заказывают. За все время нашей работы, к нам обращались с подобными просьбами раза три всего. Если появится крупная компания, которая начнет нас озадачивать, наверное, мы в эту тему войдем.

АртПарк: Как Вы оцениваете утечку кадров? Буквально недавно Вас покинули Владимир Беляков и Олег Диев. И как Вы относитесь к созданному Олегом рекламному агентству «Столица»?

Виталий Койрах: Тому, что люди приходят в компанию и уходят из нее, сложно давать оценку. Это нормальный процесс. В любом бизнесе люди, выполняющие какие-то существенные роли, имеют какую-то мотивацию. И не всегда это люди, готовые довольствоваться достигнутым положением. Часто они стараются добиться максимума на этом месте, и если у них этого не выходит, а амбиции остаются, они ищут другие пути. Я сам за свою карьеру выступал в разных ролях, и не считаю, что здесь есть что-то экстраординарное. Если вчерашний сотрудник изъявляет желание стать самостоятельным предпринимателем, я думаю, что это нормально. Другое дело, как это обставлено и как это происходит. В отношении названных персонажей у меня следующая позиция: я с огромным уважением относился и отношусь к Белякову. Это одна из самых больших величин на нашем рекламном рынке, человек, профессионализм которого очевиден, которому в силу его воспитания невозможно никаких претензий предъявить. Мы нормально расстались, я желаю ему успеха в его нынешней деятельности. Мы продолжаем с Володей сотрудничать и по сей день. В отношении «Столицы»: ребята всегда знали, чего они хотят. Когда они к нам устраивались, они уже знали, что уйдут. У них есть потенциал, они могут многого добиться. Значительную часть своего опыта и идей учредители «Столицы» приобрели, работая в «Корпорации рекламных монстров». А вот по расставанию у меня к ним серьезные претензии – они знают, какие.

АртПарк: Хочется вернуться к «Ночи пожирателей рекламы». Считаете ли Вы, что последняя «Ночь» подкачала, не оправдала ожиданий? И будете ли Вы проводить «Ночь» в дальнейшем?

Виталий Койрах: А в чём она подкачала? Только в том, что не было звезды уровня Трахтенберга? Я не считаю, что она была хуже. Просто не было звезды. А ролики были все так же хороши. Проводить «Ночь» будем обязательно, есть возможность в следующем году показать что-то яркое…

АртПарк: Скажите, у Вас есть автомобиль? И, если не секрет, какой?

Виталий Койрах: Есть. ВАЗ 2112.

АртПарк: Ну и напоследок, какова зарплата Ваших сотрудников?

Виталий Койрах: Хотелось бы больше, но на данный момент она составляет 8-9 тысяч рублей.

 

За время интервью у меня сложилось достаточно чёткое ощущение того, что этот человек может отвечать на любые вопросы сколько угодно. Если бы не плотный график, расписанный по минутам, он бы мог говорить долго и обстоятельно еще по множеству вопросов. Как любой грамотный представитель рекламной сферы. Остается уповать на то, что рекламный рынок Оренбурга дойдет до того уровня, когда всё это можно будет использовать во благо людям, чьи эстетические чувства воспитывает реклама.   

 

Инна Сифонова



 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.