Тетрис. Как все началось и чем закончилось

По самым скромным подсчетам, в мире было продано более 30 миллионов «геймбоев» с тетрисом. Причем СССР получал всего один цент с проданной игры, хотя набежала немалая сумма в 15 миллионов долларов. Пажитов же от государства получил лишь бесплатную квартиру в Москве, компьютер «IBM PC-AT 286» (по тем временам передовая техника) и премию в 20 рублей.

Не выученные уроки, ссоры с родителями, постоянные замечания от учителей, - думаю, что многим знакома подобная зарисовочка из прошлого. И причин для нее могла быть целая тысяча - переходный возраст, первая любовь, дурная компания, Тетрис. Да- да, именно Тетрис.

В начале девяностых Тетрис наряду с демократией стал неотъемлемой частью жизни почти каждого жителя новой России. Его знали и в маленькой российской глубинке, и за кремлевской стеной, в него играли старики и дети, о нем говорили трактористы и политики. В Тетрис сражались буквально на всем - на компьютерах, приставках, карманных устройствах, игровых автоматах и даже на мобильных телефонах. И чем таится притягательная сила этой игрушки? Вроде бы нет здесь ничего увлекательного - ни героя, ни занимательного сюжета. Просто из ниоткуда падают различные фигурки, останавливаются внизу экрана и исчезают в никуда, как только выстроятся в непрерывную линию. И так - пока не лопнет терпение или не ослабеет внимание игрока. Ведь с каждым уровнем фигурки начинают лететь с бешеной скоростью и уже нет возможности их контролировать.

И что самое интересное - автором самой популярной игрушки конца XX века является наш с вами соотечественник программист Алексей Пажитов. Его история очень похожа на сказочные судьбы Золушки и Левши. Алексей Леонидович Пажитов родился в 1956 году, окончил московскую математическую школу, затем - Московский авиационный институт. После его окончания Алексей Пажитов стал заниматься проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи в Вычислительном центре Академии наук СССР. И вот на этом самом рабочем месте летом 1985 года и родилась идея «Тетриса». Пажитову было тогда 29 лет.

Произошло все очень просто и буднично. Накануне он купил в «Детском Мире» популярную в то время игру «Пентамино» за 35 копеек. В этой игрушке было пять пластмассовых фигурок, из которых следовало собрать одну фигуру. Интерес к фигурам домино, тримино, тетрамино и пентамино в то время был чрезвычайно высок. В СССР это увлечение подпитывал журнал «Наука и жизнь», который публиковал задачи по составлению фигурок из пентамино.

Вдоволь натешившись этой нехитрой игрушкой, Пажитов решил сам создать нечто подобное. Для упрощения игры он сократил число квадратиков до четырех, после составления целого ряда они «сгорали». Укладывая фигурки друг на друга и убирая линию за линией, Пажитов понял, что это доставляет ему небывалое удовольствие. В результате программист провел за своей новоизобретенной игрой несколько суток. Игра же получила название «Тетрис» (от древнегреческого «тетра» - «четыре»).

Первоначально игрушку Пажитов создавал только для собственного досуга, но когда появились более мощные персональные компьютеры «Тетрис» начал свою экспансию в мире. Началось все с 16-летнего соседа Пажитова Вадима Герасимова, который перенес «Тетрис» с допотопной «Электроники» Пажитова на «взрослый» компьютер «IBM». Затем на дискетах «Тетрис» разошелся по всей Москве.

За рубеж игра попала крайне неожиданно для создателя. Так как Пажитов работал на государственном предприятии, то все его идеи автоматически считались достоянием государства. И руководитель отдела, где работал Пажитов просто передал копию игры венгерской фирме. Вот здесь-то и начинается некрасивая часть истории «Тетриса». Английский предприниматель Роберт Штейн, приехавший в Венгрию по делам, увидел эту увлекательную игру и решил незамедлительно ее купить. Наивные венгры, строившие в то время, как и мы, светлое социалистическое будущее, просто скопировали ему игру на дискету. И счастливый Штейн отправился восвояси с твердой уверенностью, что у него в руках миллионы и миллиарды долларов.

Однако все оказалось не так просто. Венгры не смогли внятно ответить, кто же является правообладателем «Тетриса». Единственное, что Штейну удалось выяснить, это то, что создал игру какой-то ученый из СССР. Решив, что у «Тетриса» нет хозяина, Штейн заключил контракт с фирмой «Миррософт». Пажитова это не устроило, и он отказался продать свои права на игру, но было поздно. «Миррософт» уже выпустила свой вариант «Тетриса» и игра мгновенно стала хитом.

И только благодаря американскому каналу CBS миру стало известна вся правда и об авторе «Тетриса» и о злодеяниях Штейна. И тут в борьбу за «Тетрис» вступили две крупные международные фирмы - «Миррософт» и «Нинтендо». Несколько месяцев изнуряющей борьбы вынудили этих гигантов пойти на компромисс - «Нинтендо» адаптирует «Тетрис» для игровых приставок, а «Миррософт» для персональных компьютеров. Однако среди широких масс наибольшей популярности пользовалась продукция корпорации «Нинтендо». На Западе тетрис продавался в очень красочном виде. На обложку диска поместили собор Василия Блаженного, саму игру сопроводили музыкальным фоном - «Калинкой» и «Дубинушкой».

По самым скромным подсчетам, в мире было продано более 30 миллионов «геймбоев» с тетрисом. Причем СССР получал всего один цент с проданной игры, хотя набежала немалая сумма в 15 миллионов долларов. Пажитов же от государства получил лишь бесплатную квартиру в Москве, компьютер «IBM PC-AT 286» (по тем временам передовая техника) и премию в 20 рублей.

В 1988 году Пажитов при поддержке «Нинтендо» организовал собственную фирму «АнимаТек». А уже в 1992 вместе со своим коллегой Владимиром Похилко перевел компанию в США. В Штатах Пажитов задержался надолго. В 1996 он перешел на работу в «Microsoft», которая по сей день является издателем его работ. В 1996 году к Пажитову наконец-то вернулись права не его самое знаменитое изобретение, и стал получать доход от «Тетриса».

Сегодня Пажитов абсолютно независим, как интеллектуально, так и материально. А во время присуждения ежегодных наград американской Ассоциации производителей программного обеспечения в 1989 году изобретение Пажитов сумело получить четыре «Оскара». Но для автора самой дорогой наградой является признание людей. В одном из интервью Пажитов признался: « Самым счастливым я почувствовал себя, когда режиссер Стивен Спилберг сказал мне: «Ой, вы такой человек, можно мне вас потрогать руками?» Мы потом долго смеялись. А лет пятнадцать назад в Японии ко мне подошел школьник и попросил поставить автограф на картридже. А затем намазал его суперклеем и намертво вставил в игровую приставку».

Сейчас в мире существует бесчисленное множество всевозможных клонов «Тетриса», несколько сайтов фанатов этой игры, которая не перестает заманивать в свои сети все новых игроков.

 

Историю Тетриса изучала Ольга Прихода



 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.