Страшнее пули

Советские агитплакаты. Для нас это уже давно история, всплывающая на открытках в книжных магазинах. Но еще шестьдесят лет назад они помогали людям выстоять в самые тяжелые для страны годы.

Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: "Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.

Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.

Телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты - знаменитые "Окна РОСТА". Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками:

Кооператор,

торгуй книгой!

Свет и знание

в деревню двигай

Так же активно работал Черемных. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели "Окна РОСТА", в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.

Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей.

Если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.

Во время коллективизации важно было внушить гражданам необходимость проводимых правительством преобразований и убедить их всячески содействовать ему. На плакате М. Ушакова-Поскочина 1925 года изображены молодые девушки с книгами о партии в руках. Надпись на плакате следующая: «Крестьянка, укрепляй союз рабочих и крестьян - он сделает СССР непобедимым».

Плакаты были яркие, запоминающиеся, многие слоганы становились крылатыми выражениями: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу!» Рядом с рабочим местом часто была вывешена фраза: «Совесть - лучший контролер».

Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе "Родина-мать зовет!".

За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Большую часть плакатов создавали в «творческой артели», насившей анзвание «Окна ТАСС».

В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию - это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.

Многие из этих плакатов по силе эмоционального, морально-психологического восприятия читателем, зрителем стоят наряду с такими выдающимися всемирно известными произведениями искусства военного времени, как народный патриотический гимн "Священная война" Александрова или "Седьмая симфония" Шостаковича. Поэтому не случайно только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог - министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС". Приезжавшие с фронтов, из партизанских отрядов и соединений нарочные красноармейцы и партизаны за плакатами рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

Можно представить себе, какой ужас овладел фашистами, когда в деревне М. они обнаружили на улице трех своих убитых солдат с приколотыми к их трупам плакатами: "Собаке - собачья смерть". Однажды, увидев утром расклеенное по деревне "Окно ТАСС", немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты.

Об особой значимости "Окон ТАСС" в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, их мобилизующей роли на фронте и в тылу показала первая публичная выставка, открытая 22 марта 1942 г. в залах Исторического музея на Красной площади. К этому времени было выпущено 364 названия плакатов "Окон ТАСС". Посетителями выставки были москвичи, иностранные дипломаты, солдаты и партизаны, находившиеся в столице на лечении и в командировках. Они оставляли в книге отзывов свои впечатления от увиденного на этой выставке и свой восторг, воздавая глубокое уважение и благодарность таланту художников и снайперской меткости сюжетов. Вот некоторые характерные записи: "Выставка является в данный момент таким же грозным оружием для врага, как и наши боевые автоматы", - писали бойцы.

Михаил Калинин пророчески отметил: "Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо самой войны. И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу"

Вот и сейчас мы с неизведаным ам ще трепетомн перебираем в книжных магазинах открытки, изображение на которых в свое время помогли нашим дедушкам и бабушкам пережить не самые простые времена.

Ольга Прихода



 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.