Страна, безразличная к наградам

Оскар – это деньги и успех, слава и респектабельность, классика и стиль. Везде, кроме России. Пусть весь мир выкидывает океаны денег на бенефис Ди Каприо «Отступники» (мировые сборы почти 290млн долларов, доля России – 1,8), в нашей стране кассовые рекорды будут ставить лишь разные «Иронии судьбы» да «Самые лучшие фильмы».

Оскар! Как много в этом слове. Даже люди, не особо увлекающиеся синематографом, слышали о главной кинопремии всея планеты неоднократно. Каждый обладатель золотой статуэтки в виде безликого мужика с мечом надолго становится властителем умов народа и чаяний толстых продюсеров. Оскар – это деньги и успех, слава и респектабельность, классика и стиль. Везде, кроме России. Пусть весь мир выкидывает океаны денег на бенефис Ди Каприо «Отступники» (мировые сборы почти 290млн долларов, доля России – 1,8), в нашей стране кассовые рекорды будут ставить лишь разные «Иронии судьбы» да «Самые лучшие фильмы».

России Оскар не указ

Оскар давно стал высшим показателем качества картины. Пусть и не всегда объективным – засчитать лучшим фильмом 1996-го года «Английского пациента», пожалуй, не самое правильное решение. Скажу больше, скучнее мелодрамы трудно сочинить. Но исключения, в общем-то, среди лауреатов золотой статуэтки редки. Помимо повышенной качественности эти картины отличаются смотрибельностью, интересностью, а иногда и актуальностью.

Только есть еще кое-что. Восторги Киноакадемии, вручающей безликого меченосца, напрямую отражаются на отношении зрителей к продукту. Получивший львиную долю Оскаров немедленно прибавляет в сборах в кинотеатрах, и его доходы растут, будто на дрожжах. А кому не интересно увидеть, за что же вручен ценный приз? В итоге? В итоге за последние два десятилетия относительно неудачными лауреатами в финансовом плане в США стали всего – то три картины: «Столкновение», «Английский пациент» и «Храброе сердце». Последние две зато отыгрались на международном прокате, нарубив бабла больше, чем лесоруб деревьев. Все остальные лучшие фильмы в Северной Америке перешагивали 100-млн рубеж, а трое: «Форрест Гамп», «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля» прыгнули и вовсе далеко за 300 млн. («Список Шиндлера», правда, в 1993г. сделал в Америке лишь 96 лимонов, но, учитывая инфляцию, сегодня его вполне можно записать в престижный круг «стомиллионников»).

В общем, мир расхватывает оскароносцев активнее горячих пирожков. Свезло и не слишком энергичной (женский бокс - что может быть тягостнее) «Малышке на миллион», собравшей на планете 216 лимонов. Да что там спортивная драма! Даже мюзиклы, никогда не пользующиеся коммерческим успехом, благодаря золотой статуэтке получают мощный приработок. Аляповатый «Чикаго», стрельнувший на церемонии в 2002 году, ушел на покой со 136млн.

В России же наличие престижной награды никак не отражалось на прокате. Большинство, конечно, выходили на экраны, но внушительными сборами похвастаться не могли. Наши люди расставались с сущими крохами. Единственным исключением стал третий «Властелин колец». Феноменальное «Возвращение короля» везде на Земле сделало огромные деньги, и наша Russia не смогла остаться в стороне - выделила ему 14млн. Все остальные оскороносцы в лучшем случае приближались (не слишком близко) в 2-хмиллионной отметке. Традиция, установившаяся со времен «Титаника» (тогда, конечно, сеть кинотеатров была, мягко говоря, разваленной, но все-таки потопляемый корабль взял свои пять лямов). Как следствие – на отмеченные Киноакадемией фильмы владельцы кинотеатров ставку не делают.

Мы не исключение, мы правило

Оренбург в нашей стране исключением не стал. Более того, лауреаты в нашем городе далеко не всегда выходят на большой экран. Коммерческая непривлекательность налицо. И этот год не стал исключением. Лидерами по номинациям на «Оскар» являлись «Старикам здесь не место» (8), «Майкл Клейтон» (8), «Искупление» (7), «Нефть» (7) и «Рататуй» (5). Из них только мультфильм и можно было посмотреть на местном большом экране. Есть тут конечно сугубо коммерческие причины. Бизнес с искусством не всегда идет под руку. И однозальный «Космос» вряд ли отбил бы затраты пуском «Старикам здесь не место», и однозначно остался в убытке с «Нефтью».

Зато не стоит забывать, что в 2007 году аж два произведения отечественных киномэтров – Сергея Бодрова и Никиты Михалкова претендовали на звание «Лучший иностранный фильм». Печально, но обладать статуэткой в этом феврале им не пришлось. «Монгола» и «12» областной центр увидел, как и вся страна. Все восхищались уникальной игрой присяжных заседателей. Овации в адрес Михалкова звучали везде, где только можно. И что? «12» своего названия в миллионах баксов не отбили. Его заработком стали лишь достаточно скромные 6,82. В это время «Монгол», весьма, на мой взгляд, посредственный и алогичный лубок о Чингисхане, взял практически те же самые 6,5. В твоем сознание эти два фильма занимают одно и то же место? Уныло-рваное полотно о татаро-монгольском иго разве может равняться с пронзительной искренностью чеченского вопроса? Зритель, голосующий рублем, решил – да, может. Да что уж тут. Очередная дебильная второплановая роль «актёра» Стычкина в комедии «Любовь-морковь» симпатии человека с попкорном завоевала мгновенно. «ЛМ» наскребла почти 12 лямов и почила в небытие, осчастливив доходом и продюсеров, и съемочную группу.

Грустная получается история. Всемирно признанные профессионалами картины простому обывателю на фиг не нужны. Ему чего попроще да поидиотичнее подавай. Возможно, через несколько лет какой-нибудь самородок с земли русской повторит успех итальянца Роберто Бениньи, набравшего лет десять назад много золотых статуэток в карман своей родины. Но что-то мне подсказывает, даже если меченосцы лавиной обрушатся на эту светлую голову, наш город их увидит только на ДВД. Потому что если во всем мире Оскар – это несметные прибыли, в России – лишь очередное разочарование. И ломаться эта традиция не собирается. Да и зачем, когда на вершинах чартов восседает безобразный до ужаса «Самый лучший фильм»?

год

Оскар за Лучший фильм

Кассовые сборы в США в млн. $

В мире

в России

2007

Старикам здесь не место (прокат продолжается)

65

37

0,6

2006

Отступники

132

157

1,8

2005

Столкновение

54

39

0,3

2004

Малышка на миллион

100

116

0,3

2003

Властелин колец 3

377

741

14

2002

Чикаго

170

136

0,2

2001

Игры разума

170

142

0,1

2000

Гладиатор

187

269

1,2

1999

Красота по-американски

130

226

0

1998

Влюбленный Шекспир

100

189

0

1997

Титаник

600

1244

5,2

1996

Английский пациент

78

153

0

Ю.ША.



 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.